История возникновения вышивки уходит далеко
в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры.
Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды.
Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы
животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся
и натуральный волос.
В
нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь,
конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано
много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX
века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и
крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние
западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была
неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского
крестьянства.
К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были
приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные
уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого
как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала
родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду
шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только
вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
На территории России археологами обнаружены
фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX -
XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в
эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали
в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой
украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей,
а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи,
холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце
использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца
развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах,
украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился
обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе,
масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были
священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и
стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу.
Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и
считалось безупречно чистым.
Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении
многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно
среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился
создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он
выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным
явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему
смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты -
последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое
повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой
народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя
увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное,
наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям
о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим
разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения
окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески
обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и
складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных
по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со
структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров
состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических
орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных
линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.
Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур,
сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым
является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть
пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с
крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в
квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на
друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами
одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только
дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных
вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и
пропорциональное соотношения его частей.
Очень
важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое
сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является
визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села.
Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и
холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает
новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким
и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия
всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать
ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры. В
народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух-
и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым; Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым; Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым; Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым; Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным. Орнамент - бывает: Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его; Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором; Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы
орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку),
расположенный в центре украшаемого изделия.
Орнамент для салфетки-пример ленточного орнамента.